Преподобномученик Мина (Шелаев)

4 ноября 1937 года в Сусловском лагерном пункте Сиблага, неподалеку от Мариинска, был расстрелян архимандрит Мина (Шелаев). Промыслительно, но земной путь священномученика оборвался именно в день Казанской иконы Божией Матери – образа, который архимандрит Мина особенно любил и почитал с детских лет и на протяжении всей своей жизни.

Будущий преподобномученик, в миру Иван Власович Шелаев, родился 15 сентября 1882 года в с. Пересветово Московской губернии. Отец его был выходцем из крестьянской семьи, но, имея незаурядные природные способности труженика и хорошего организатора, со временем перебрался в Москву, где организовал сначала артель, а затем и небольшую фабрику по производству бахромы.

Когда Ивану было три года, родители его разошлись. Мальчика и его старшую сестру воспитала мать. Женщина глубоко религиозная, она и детям своим личным примером сумела привить истинную любовь к Господу и Церкви.

Иван Власович Шелаев, его сестра Софья Власовна Шелаева и их мать Мария Александровна
Иван Власович Шелаев, его сестра Софья Власовна Шелаева и их мать Мария Александровна

В 1896 году, в четырнадцатилетнем возрасте, Иван, успешно закончив курс обучения в Московском Петровско-Пятницком училище, начал работать меднолитейщиком на заводе. В свободное время молодой рабочий усердно занимался духовным самообразованием: изучал Священное Писание, Святоотеческое наследие, богословие, труды по истории Церкви. Экономя практически на всём, он по копейке откладывает деньги для покупки книг для личной библиотеки и считает её своим главным богатством.

В 1906 году Иван Власович решается круто изменить свою жизнь, посвятив её учительству и проповедничеству спасительных заповедей Православной веры. Он экстерном сдаёт экзамены в Духовном училище при Московском Заиконоспасском монастыре и без прохождения курса обучения получает свидетельство на звание учителя церковно-приходской школы. На протяжении четырёх лет трудится в монастырской школе, обучая её юных воспитанников Закону Божию. Будучи твёрдым сторонником возможности уврачевания старообрядческого раскола Русской Православной Церкви, с 1910-го по 1913 год трудится учителем церковно-приходской школы Никольского единоверческого монастыря. Преподавательское поприще он успешно совмещает с миссионерской деятельностью в среде старообрядцев, убеждая их отказаться от раскола. Его духовным отцом и наставником становится игумен Никольского монастыря Мина (Шустов). В 1914 году Ивана направляют нести миссионерское и псаломщицкое служение в Рязанской епархии. В её пределах, в древнем Спасском монастыре, он принимает монашество с именем Мина в честь святого Мины Палестинского и своего любимого учителя Мины  (Шустова).

Роковой 1917 год он встречает на посту Главного миссионера Рязанской епархии, усердно служа благородным целям духовного просвещения простого народа, примирения старообрядцев с официальной Православной Церковью. В 1919 году, в разгар Гражданской войны, по просьбе настоятельницы Александро-Мариинского монастыря, становится священником обители – и окормляет сестёр вплоть до закрытия монастыря в 1921 году. После этого он окончательно поселяется в Рязани, в сторожке Николо-Ямской церкви, и уже в сане игумена, а затем и архимандрита. Время от времени служит как священник на приходах близлежащих сёл, которые один за другим упраздняются властями. Окончательно лишившись возможности приходского служения в 1935 году, о. Мина под видом нищенства продолжает посещать своих бывших прихожан. Тайно совершает на домах требы, проповедует, призывая православный народ не забывать Бога и Церковь, почитать церковные праздники, несмотря на гонения.

Как вспоминают очевидцы, архимандрит Мина имел благодать исцелять болящих, поэтому к нему часто обращались страждущие. Он никому не отказывал в помощи и часто пешком преодолевал десятки километров, чтобы помолиться у одра больного человека. Живя в стесненных условиях церковной сторожки, нередко голодая, он не продал ни одной книги из своей обширной библиотеки, но зато щедро делился её сокровищами с верующими.

В январе 1936 года о. Мина был арестован чекистами – в числе выдвинутых обвинений значились «распространение религиозной литературы», «незаконное врачевание от различных болезней», «антисоветская агитация». На допросах архимандрит Мина вёл себя твёрдо и уверенно, излагая следователям свою точку зрения без лукавства и двоедушия. «Не отрицаю того, что я был недоволен начавшимся в г.Рязани закрытием церквей и передачи части их обновленцам. Были случаи, что в беседах со знакомыми неоднократно выражал им своё недовольство этими действиями советской власти. Советскую власть я признаю, но как верующий отрицательно отношусь к мероприятиям советской власти по вопросу закрытия церквей, которые закрываются насильственным образом против желания верующих…».

                                                                                                                                                                         (Из протокола допроса)

НАВСТРЕЧУ ВЕЧНОЙ СЛАВЕ

В апреле 1936 года архимандрит Мина был приговорён к пяти годам лагерного заключения, отправлен в Мариинск, а затем определён для отбывания наказания в Сусловский лагерный пункт. Здесь он познакомился с архиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем)и другими пастырями-заключёнными. Они часто тайно молились вместе, ободряя и поддерживая друг друга и других узников лагеря перед лицом испытаний, крестили и исповедовали верующих, отчётливо понимая, какой опасности себя подвергают.

Преподобномученик Мина (Шелаев)
Преподобномученик Мина (Шелаев)

Верность Христу, Церкви и пастырскому долгу были для них превыше всего – даже страха за собственную жизнь. Разумеется, это не могло понравиться лагерном начальству, и в сентябре 1937 года было возбуждено уголовное дело о деятельности в Сусловском пункте контрреволюционной группы под руководством архиепископа Угличского Серафима (Самойловича). В вину ей вменялось саботирование работ, контрреволюционная и религиозная пропаганда. К ответствен-ности по данному делу привлекли 15 человек – 12 из них, включая архиепископа Серафима, архимандрита Мину (Шелаева), были приговорены к расстрелу. Почти все они были казнены в один день – не раз вместе возносившие молитву Христу, вместе они вознеслись и к Престолу Божию, чтобы пребывать с Ним в вечной славе.

Алина Гуляева
(По материалам православной газеты
«Вифлеемская звезда» №1 январь 2017г.)