Мученик Михаил Степанович СТРОЕВ

Му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 6 сен­тяб­ря 1876 го­да в го­ро­де Вос­кре­сен­ске[1]Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье Сте­па­на Стро­е­ва — быв­ше­го кре­пост­но­го жи­во­пис­ца, при­пи­сан­но­го к Но­во­и­е­ру­са­лим­ско­му мо­на­сты­рю. Все де­ды и пра­де­ды Сте­па­на Стро­е­ва бы­ли жи­во­пис­ца­ми. Остав­шись де­вя­ти лет без от­ца, Ми­ха­ил с две­на­дца­ти лет стал по­мо­гать сво­е­му де­ду-ху­дож­ни­ку, ко­то­рый и стал его пер­вым учи­те­лем жи­во­пи­си. В 1902 го­ду Ми­ха­ил Сте­па­но­вич же­нил­ся на Анне Гри­горь­евне Гри­горь­е­вой, ра­бот­ни­це тек­стиль­ной фаб­ри­ки. В 1904 го­ду он по­сту­пил на ве­чер­ние кур­сы Стро­га­нов­ско­го учи­ли­ща. В 1909 го­ду Ми­ха­ил Сте­па­но­вич ос­но­вал пер­вое в уез­де Доб­ро­воль­ное по­жар­ное об­ще­ство, по­жиз­нен­ным чле­ном ко­то­ро­го он впо­след­ствии стал.
В 1916 го­ду Ми­ха­ил Сте­па­но­вич был при­зван в Аст­ра­хан­ский за­пас­ной полк, рас­по­ла­гав­ший­ся в го­ро­де Мор­шан­ске Там­бов­ской гу­бер­нии. Вер­нув­шись по­сле окон­ча­ния вой­ны до­мой, он был на­зна­чен на­чаль­ни­ком Вос­кре­сен­ской уезд­ной по­жар­ной охра­ны и во вре­мя сво­ей служ­бы окон­чил гу­берн­ские по­жар­ные кур­сы. Впо­след­ствии по со­сто­я­нию здо­ро­вья и воз­рас­ту он был пе­ре­ве­ден на долж­ность на­чаль­ни­ка доб­ро­воль­ной фаб­рич­ной по­жар­ной ко­ман­ды. С ран­них лет при­вык­нув к тру­ду, он и сво­их де­тей на­став­лял тру­дить­ся, ча­сто на­по­ми­ная им из­вест­ную по­сло­ви­цу: «Труд кор­мит — а лень пор­тит». Бу­дучи глу­бо­ко ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком, он во вре­ме­на го­не­ний от без­бож­ной со­вет­ской вла­сти был ста­ро­стой Тро­иц­кой церк­ви в се­ле Тро­иц­ком, без­ро­пот­но неся это тя­же­лое и опас­ное по тем вре­ме­нам по­слу­ша­ние.
В трид­ца­тых го­дах пред­се­да­тель мест­но­го сель­со­ве­та про­дал под да­чу неко­е­му со­вет­ско­му про­фес­со­ру по­ме­ще­ние шко­лы, а шко­ле пред­ло­жил пе­ре­брать­ся в де­ре­вян­ное — по­стро­ен­ное бо­лее трех­сот лет на­зад и по­то­му счи­тав­ше­е­ся да­же и во вре­ме­на без­бо­жия ар­хи­тек­тур­ным па­мят­ни­ком — зда­ние церк­ви. Ве­ру­ю­щие вос­про­ти­ви­лись это­му и по­про­си­ли Ми­ха­и­ла Сте­па­но­ви­ча, чтобы он об­ра­тил­ся к вла­стям с жа­ло­бой. Де­ло бы­ло разо­бра­но, и вла­сти обя­за­ли пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та рас­торг­нуть до­го­вор о про­да­же зда­ния шко­лы как неза­кон­ный, и та­ким об­ра­зом де­ти оста­лись в преж­нем зда­нии, а у ве­ру­ю­щих в це­ло­сти был со­хра­нен храм для служ­бы. Од­на­ко на­сту­пив­шие поз­же го­не­ния 1937 го­да не по­ща­ди­ли ни­ко­го. В но­яб­ре 1937 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны оба свя­щен­ни­ка Тро­иц­ко­го хра­ма — Алек­сандр Маш­ков и Иоанн Ор­лов[2], диа­кон Петр Тро­иц­кий[3] и ста­ро­ста хра­ма Ми­ха­ил Стро­ев и за­клю­че­ны в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
— По­ка­за­ни­я­ми об­ви­ня­е­мо­го Маш­ко­ва вы ули­ча­е­тесь как участ­ник контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су! — по­тре­бо­вал от Ми­ха­и­ла Сте­па­но­ви­ча сле­до­ва­тель.
— За­яв­ляю, что я участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы не яв­ля­юсь.
— Вам за­чи­ты­ва­ют­ся по­ка­за­ния об­ви­ня­е­мо­го Маш­ко­ва. Под­твер­жда­е­те ли вы их?
— По­ка­за­ния об­ви­ня­е­мо­го Маш­ко­ва я от­ри­цаю.
— Зна­е­те ли вы граж­дан Ива­на Ива­но­ви­ча Ор­ло­ва, Пет­ра Ива­но­ви­ча Тро­иц­ко­го и ка­кие у вас с ни­ми вза­и­мо­от­но­ше­ния?
— Свя­щен­ни­ка Ива­на Ива­но­ви­ча Ор­ло­ва и диа­ко­на Пет­ра Ива­но­ви­ча Тро­иц­ко­го я знаю хо­ро­шо, и вза­и­мо­от­но­ше­ния у ме­ня с ни­ми хо­ро­шие.
— По­се­ща­е­те ли вы их квар­ти­ры и хо­дят ли они к вам? — спро­сил сле­до­ва­тель.
— По дол­гу служ­бы Ор­ло­ва и Тро­иц­ко­го я по­се­щал, а так­же и они ко мне хо­дят.
27 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Ми­ха­и­ла Сте­па­но­ви­ча к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен ра­бо­тать на ла­гер­ную сви­но­фер­му в Си­би­ри.
Ми­ха­ил Сте­па­но­вич Стро­ев скон­чал­ся в за­клю­че­нии в Сус­лов­ском от­де­ле­нии Си­б­ла­га 16 мар­та 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Март».