Архиепископ Серафим (Самойлович).
Будущий священномученик родился 19 июля 1881 года в Миргороде Полтавской губернии и при крещении был наречён Симеоном. Отец его был псаломщиком местной церкви. По окончании в 1902 году Полтавской духовной семинарии Симеон просил архиерея направить его на служение в Алеутско-Аляскинскую епархию – со всем пылом юношеского сердца он стремился к миссионерским трудам на далёких землях. Служение на Аляске Симеон начал с должности учителя Уналашкинской миссионерской школы. Спустя три года был переведён в Ситку – кафедральный город Аляскинской епархии, которую в те годы возглавлял епископ Тихон (Белавин), будущий Святейший Патриарх. Владыка по достоинству оценил молодого миссионера, снискавшего любовь полудикой паствы яркими проповедями и личным аскетизмом. В сентябре 1905 года Симеон принял монашеский постриг с именем Серафим, и вскоре был назначен настоятелем Нугеского прихода. В любую погоду пастырь отправлялся совершать богослужения и исполнять требы своих прихожан, преодолевая порой для этого десятки километров по снежной пустыне.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ОБИТЕЛИ
Суровый климат подорвал здоровье, и в 1908 году иеромонах Серафим вернулся в Россию, продолжив служение под началом архиепископа Тихона в Ярославской епархии. В 1910 году о. Серафим был назначен наместником Ярославского Толгского мужского монастыря. Благодаря новому игумену было отреставрировано несколько старинных храмов, обустроена пристань на Волге, к которой причаливали пароходы с паломниками, при обители открылась пчеловодческая школа с приютом для сирот. С началом Первой мировой войны в древних стенах разместились лазарет для раненых, приют для солдат-инвалидов. К 600-летнему юбилею Толгского монастыря, который отмечался в 1914 году, игуменом Серафимом был подготовлен фундаментальный труд по истории обители, и в первую очередь его стараниями она встретила знаменательную дату преображённой и обновлённой. В преддверии юбилея монастырь посетил император Николай II вместе с августейшей семьёй: «С искренней радостью вспоминаем посещение Вашей святой обители и общение с Вами», – писал впоследствии император в телеграмме, адресованной игумену Серафиму. В 1915 году архимандрит Серафим принял под своё наместническое попечение Угличский Алексеевский монастырь, во главе его братии встретив революционное лихолетье. В дни разгула красного террора и жёсткого подавления новыми властями «ярославского восстания» в 1918 году игумен Серафим, проявив необыкновенные твёрдость и мужество, сумел защитить обитель от разграбления.
В 1920 году он был хиротонисан в епископа Угличского, став викарием Ярославской епархии. В июне 1922 года последовал первый арест владыки Серафима – за сопротивление изъятию церковных ценностей и распространение послания Патриарха Тихона, в котором Святейший призывал пастырей и мирян встать на защиту попираемых прав Церкви. решением суда гражданин Самойлович был осуждён на 3 года лишения свободы в ярославской тюрьме, но, проведя в застенках полтора года, был освобождён по амнистии – власти еще надеялись «вразумить» непокорного архиерея. Но их надежды оказались тщетны – епископ Серафим продолжил призывать своих духовных чад не склоняться перед произволом гонителей веры Христовой. За свою духовную стойкость в 1924 году он был возведён Святейшим Патриархом Тихоном в сан архиепископа.
100  ДНЕЙ ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬСТВА
После смерти патриарха Тихона в 1925 году руководство Церковью осуществляли заместители Патриаршего Местоблюстителя, которых поочередно арестовывало ОГПУ. Каждый из них, вступая на ответственное поприще и понимая, что в любой момент может оказаться за решёткой, заранее назначал себе восприемников.
29 декабря 1926 года после ареста митрополита Иосифа (Петровых) и согласно его воле архиепископ Угличский стал временным Заместителем Местоблюстителя Патриаршего престола и пребывал на этом посту 100 дней, вплоть до возвращения из заключения митрополита Сергия (Страгородского).За короткий срок своего первопросветительства владыка Серафим проявил себя стойким исповедником и мужественным хранителем интересов Святой Церкви от посягательств гнавшей её власти. Известно, что в марте 1927 года руководители ГПУ вызывали его из Углича в Москву, где предложили утвердить состав Синода, угодный Сталину и партийной верхушке. Но архиепископ решительно отказался и предложил взамен свой список Синода, в котором преобладали репрессированные архипастыри. «Ведь он же сидит», – говорили чекисты, услышав от владыки Серафима фамилию очередного кандидата. «А ведь он у вас сидит, так освободите его», – неизменно отвечал пастырь.
ГОЛОС СОВЕСТИ
В 1927 году увидело свет печально известное Послание митрополита Сергия (Страгородского) об отношении Православной российской Церкви к существующей гражданской власти. В нём Заместитель Патриаршего Местоблюстителя призывал к компромиссу и сотрудничеству с правящими безбожниками. Послание вызвало раскол в церковной среде. Архиепископ Серафим и ряд других иерархов подписали обращение на имя митрополита Сергия, указав на превышение им канонических полномочий и выразив глубокое сожаление об избрании им политики, при которой «начало духовное и Божественное в домостроительстве церковном всецело подчиняется началу мирскому и земному». В тот же день владыка Серафим направил митрополиту Сергию проникновенное личное письмо. Принципиально расходясь во взглядах со своим адресатом, он сохраняет глубокое почтение и любовь к старшему собрату, глубоко страдает от возникшего с ним разделения. «Мне ли, юнейшему сравнительно с Вами, поучать многоопытного и многоученого святителя Церкви российской, но голос моей совести понуждает снова и снова тревожить Ваше сердце», – пишет владыка.
Несколько раз в своих письмах он умоляет митрополита Сергия издать другую Декларацию «во исправление первой», которая «отводит от служения Истине, а лжи Бог не помогает». В ответ «строптивец» был лишён Ярославской кафедры, на какое-то время запрещён в служении, выслан из Углича в далёкий могилевский монастырь.
ПОДВИГ МУЧЕНИЧЕСТВА
В январе 1929 года архиепископ Серафим обращается с «Посланием ко всей Церкви», уже открыто обличая митрополита Сергия в тяжком грехе «увлечения малодушных и немощных братьев наших в новообновленчество». Вскоре опальный архиепископ был арестован и приговорен к 5 годам заключения. Три года он провёл в страшных соловецких лагерях, превративших ещё нестарого человека в инвалида. Затем последовала ссылка в Северный край, где владыка Серафим возглавил тайную Церковь, ставил священников, совершал постриги и продолжал обличать «обновленцев». В 1934-м снова арест, тюремные застенки, суд и лагерь, на этот раз в Сибири. Три года святитель провел в Сусловском ОПЛ, в котором и был расстрелян 4 ноября 1937 года как особо опасный «враг народа». Так святым подвигом мученичества закончилась эта необыкновенно чистая, светлая и нравственно цельная жизнь, от юности до последнего издыхания отданная Богу и людям…
Анна Кравец
  (По материалам православной газеты Мариинской епархии «Вифлеемская звезда» №9 2016г.)