Священномученик Аркадий (Ершов)
3 ноября Церковь чтит память священномученика Аркадия (Ершова), епископа Свердлов-ского и Ирбитского, причисленного к Собору Кемеровских святых. В этот день, в роковом 1937 году, владыка был расстрелян в Ново-Ивановском отделении Сиблага, неподалеку от Мариинска, без колебаний принеся в жертву Господу и православной вере свою земную жизнь.
Будущий новомученик, в миру Александр Павлович Ершов, родился в 1878 году в городе Кунгуре Пермской губернии в семье священника. После окончания в 1902 году Пермской духовной семинарии и рукоположения служил в родном городе, совмещая пастырские труды с должностью законоучителя в местном реальном училище.
В годы первой русской революции (1905–1907) обострившиеся противоречия в обществе затронули и духовенство. Частью пастырей высказывалось мнение, что Церковь точно так же, как и общество, требует обновления, и что необходимо провести церковные реформы. отец Александр в силу своего прямого и деятельного характера не мог воздержаться от высказываний по наболевшим вопросам, и, видимо, его суждения иногда были излишне резкими. Так, в 1907 году он выступил с речью перед выборами во Вторую Государственную Думу, и получил за неё от архиерея строгий выговор. В 1908 году батюшка критически отозвался о членах местного отделения организации Союза русского народа, после чего был переведён из уездного города в отдаленный посёлок Михайловский завод на должность третьего священника, а затем и вовсе отправлен в Белогорский монастырь на трехмесячное покаяние.
БЕССТРАШНЫЙ ПАСТЫРЬ
Во время Первой мировой войны батюшка по собственному желанию был призван в действующую армию полковым священником и два года провёл на фронте, с беспримерн-ой храбростью ободряя солдатскую паству в ходе сражений. 1 марта 1917 года отец Алек-сандр был назначен благочинным 12-й Сибирской стрелковой дивизии, но вскоре серьёзно заболел и был демобилизован из армии, став настоятелем одной из церквей Кунгурского уезда.
В 1918 году умерла его жена, и пастырь остался с двумя малолетними дочерьми, которых ему пришлось воспитывать одному в тяжелые годы гражданской войны. Но не голод и разруха оказались самым страшным испытанием, а «красный террор» и начавшиеся гонения на Церковь.
В 1918–1920 годы в Пермской епархии от рук большевиков пострадали свыше ста тридца-ти представителей духовенства и множество мирян. С особой жестокостью был замучен Пермский епископ Андроник (Никольский). Осквернению подверглись православные храмы и монастыри, святые образы. В это скорбное время отец Александр не покинул своего прихода, не оставил без окормления своих духовных чад, несмотря на угрозы в свой адрес от местных коммунистов. В 1920 году он был арестован и провел несколько месяцев в тюрьме, а сразу после освобождения продолжил своё служение.
ВО ИМЯ ЕДИНСТВА ЦЕРКВИ
В 1922 году на Урале начало распространяться обновленческое движение, и значительное число пермских священнослужителей заявило о своём переходе в новую церковь. В Кунгуре её представителям были переданы лучшие соборы и храмы, власти оказывали давление на те приходы, которые отказывались поддержать обновленцев. Верность единой Патриаршей Церкви сохранили немногие пастыри, в том числе и отец Александр. Вместе со своими верными прихожанами он обходил городские храмы, открыто обличал священников, уклонившихся в раскол, и убедил многих вернуться в истинное Православие.
По его инициативе из священнослужителей, не принявших обновленческие реформы, был сформирован Епархиальный совет, обратившийся к патриарху Тихону с просьбой о назначении в Кунгур православного епископа. Святейший счёл, что лучшей кандидатурой на это непростое поприще является сам Ершов. В марте 1924 года о. Алек-сандр был пострижен в мантию с именем Аркадий, возведён в сан архимандрита и хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Кунгурского, викария Пермской епархии. Уже в качестве архипастыря Аркадий возглавил борьбу с обновленческим расколом на всём Урале.
В воскресные и праздничные дни Успенский храм Кунгура, где он служил, был до отказа заполнен прихожанами, в то время как церкви, занятые обновленцами, стояли пустыми. Из Екатеринбурга, Челябинска, нижнего Тагила и других концов уральской земли приезжали к кунгурскому архиерею настоятели православных храмов, прося принять приходы под духовное окормление. В 20-е годы Кунгурская епархия насчитывала свыше 1000 приходов! Огромный авторитет у верующих и духовенства, непримиримость архипастыря в борьбе с обновленцами вызывали зависть и ненависть у последних. нача-лись интриги, клевета, жалобы на владыку в Патриархию и доносы на него в ОГПУ, вследствие которых епископ Аркадий в январе 1929 года был переведён из Кунгура на омскую кафедру. После его приезда в городе стали чаще совершаться богослужения. Он также сумел добиться официального разрешения на совершение монашеских постригов.
Почти в каждой проповеди архипастырь благословлял своих духовных чад оказывать всевозможную помощь репрессированным священнослужителям. община кафедрального собора, сплотившаяся под его началом, сумела отстоять свой храм от закрытия властями.
НЕПОБЕЖДЁННЫЙ ДУХ
В ноябре 1931 года владыка Аркадий стал епископом Свердловским и Ирбитским, но приступить к трудам не успел, поскольку был арестован ОГПУ. Владыку доставили в Омск, где ему было предъявлено обвинение в том, что он являлся «…идейным руководи-телем и вдохновителем контрреволюционной монархической организации церковников города Омска, ставящей своей конечной целью свержение советской власти, образовал в Ильинском кафедральном соборе базу материальной помощи врагам народа». Суд приго-ворил его к ссылке в Казахстан сроком на три года. Отбыв наказание, епископ Аркадий вернулся в Кунгур, но спустя полгода был снова арестован. В этот раз его приговорили к пяти годам лишения свободы в Сиблаге. Когда владыку под конвоем вели по городу на вокзал, близкие смогли передать ему каравай хлеба. Он тут же разломил хлеб на куски и раздал его другим осужденным.
Первые месяцы заключения владыка провёл в Мариинском распределителе, а затем был переведён в Ново-Ивановский лагерный пункт. ни голод, ни тяжелейший рабский труд, ни издевательства уголовников и охранников не сломили силу духа и веры архипастыря. он неизменно стремился ободрить заключенных, каждое утро и вечер возносил молитвы, и даже служил в лагерном бараке тайные молебны, в которых участвовали до сорока человек заключённых. будучи бригадиром полевых работ, старался, насколько это было возможным, беречь людей от непосильного физического труда, что и послужило поводом для нового обвинения – в саботаже. 28 октября 1937 года заключённый Александр Павлович Ершов был приговорён к высшей мере наказания – расстрелу, и спустя несколько дней казнён. Тело его было погребено в безвестной могиле, а непобежденный дух устремился к Престолу Божию, чтобы вечно пребывать с Тем, Кому владыка Аркадий преданно служил до своего последнего вздоха.
Алина Гуляева
(По материалам православной газеты Мариинской епархии «Вифлеемская звезда» №11 ноябрь 2016г.)